Театр абсурда отдыхает
"Я уже писал в мае об огромной проблеме, которая сейчас может положить на лопатки все предприятия легкой промышленности (и к сожалению не только легкой…) работавшие с МОУ и другими госзаказчиками в прошлом году и работающих с ними сейчас" - прокомментировал основатель компании "Текстиль-Контакт" Александр Соколовский.
История началась с того, что ГАСУ провела проверку контрактов МОУ и выявила нарушений на 2,5 миллиарда гривен «нанесенного государству ущерба», поскольку оказалось, что украинские компании не имели права в своих калькуляциях (а это неотъемлемая часть контрактов) закладывать прибыль! Даже на маленький процент до 5 либо 10%! А должны были работать в ноль…
При этом прибыль иностранных производителей, которые поставляли ту же продукцию и никаких калькуляций не предоставляли, ущерб госбюджету по мнению ГАСУ не наносит! По законодательству они имеют право при прямых закупках МОУ их не предоставлять.
А все мы, кто шил в Украине, поставлял продукцию гораздо дешевле турок и китайцев, создавал здесь рабочие места, поддерживал нашу экономику, платил здесь зарплаты и налоги (а это у каждого более 30% от полученных от заказчика средств!) - нарушители и с нас надо взыскать предварительно задекларированную (но не факт, что полученную, потому что были скачки курса, проблемы в логистике и энергетический локдаун) прибыль. С которой мы уже заплатили все налоги!
Эта ситуация случилась из-за того, что для упрощения процедур в условиях военного положения КМУ 20.03.22 принял соответствующее постановление №335. Но ГАСУ считает, что согласно его положениям украинские предприятия прибыль закладывать в калькуляцию не могли. И это выяснилось только сейчас. Хотя никакой логике и здравому смыслу это не поддается. Ведь смысл какой-либо хозяйственной деятельности предприятий есть получение прибыли. С которой потом уплачиваются налоги. Но оказывается, заложив прибыль в утвержденной договором калькуляции, поставщики МО нанесли (и продолжают наносить!) ущерб государству. И сейчас МО, даже написав возражения на решение ГАСУ и начавшего с ними судиться, будет выставлять претензии всем своим поставщикам.
Понятно, что кто-то в итоге обанкротится. Даже из выживших в прошлом году несмотря на скачок курса, рост цен на сырье, постоянные отключения электроэнергии и покупку генераторов, чтобы все-таки выполнить заказ. Кто-то не сдастся и будет в ответ судиться и пытаться что-то доказывать в свою защиту. А это надолго…
Но кому это выгодно?
1. Иностранным поставщикам, потому что никто из украинских производственников не может теперь работать с МОУ.
2. Всем силовым структурам, которые, имея подтвержденный формальный повод, со всех сторон и с охотничьим азартом набросятся на 250 предприятий, решившихся в труднейший 2022 год переориентировать свои производства на пошив военной формы и снаряжения. Хотя это может коснуться и предприятий других отраслей, работающих с МОУ, до контрактов которых проверки ГАСУ пока не дошли. Ибо оказывается только производителям дронов прописана норма прибыли до 25%. А остальные должны работать в ноль! И полученные средства вернуть государству или закрыться…
Интересно, как это стыкуется с положением Хозяйственного кодекса Украины, который определяет хозяйственную деятельность, как осуществляемую для достижения экономических результатов и с целью получения прибыли? И любое предприятие, кроме некоммерческого, создается для получения прибыли. И как это может кому-то налезать на голову, что вся прибыль производителей = убытки государству? Но ГАСУ так считает и есть соответствующий акт на МОУ, которые они хотят и пытаются оспорить, но должны выполнять.
К сожалению, несмотря на то, что эта история тянется с конца прошлого года, когда ГАСУ приступило к проверке МОУ, никто так и внес поправки к 335 постановлению Кабмина, в которой из-за неточностей и двойного толкования при ее изменениях (и возможно банальной описки) и вышла эта досадная глупость. И, несмотря на официальные письма Укрлегпрома и общение между обеспокоенными производителями и представителями Минэкономики, МОУ и Минстратегпрома, никто из них до сих пор так и не внес на правительство предложения по внесению изменений. Только перекладывают ответственность друг на друга, а крайнего нет… Умоляю, Юлия Свириденко, Надежда Бегун, Алексей Резников, Александр Камышин, Юлия Соляник, решите пожалуйста этот вопрос скорее, потому что он касается не только прошлого года, по которому уже есть акт на 2, 5 миллиардов (которые будут пытаться взыскать с нескольких сот компаний), но и текущего года. Зачем создавать искусственные проблемы, когда их у нас и так дофига?
Добавлю только, что при этом с самого создания Prozorro производители и поставщики множество раз сталкивались с кучей схем и нарушений в госзакупках. Я много рассказывал здесь в ленте разные тендерные истории о том, как прозрачно воруют наши деньги. Но ни разу ни мне, ни кому-то из моих коллег не удавалось услышать, чтобы ГАСУ (или прежнее КРУ, как они раньше назывались) вскрыли какую-то схему или прекратили преступную деятельность всевозможных «тендерных решений». Хотя это главный на сегодняшний день орган, уполномоченный на защиту государственных средств. Которые, напомню, уходят в госбюджет от налогоплательщиков. На которых всем проверяющим глубоко пофиг…
И если ГАСУ нужны громкие показатели и будет желание ломать схематоз и экономить столь нужные нашей защите от врага государственные средства, приглашайте профильные ассоциации, приглашайте тех, кому не пофиг – с удовольствием поделимся практическими кейсами и будем делать все, чтобы в госзакупках было больше справедливости. Потому, что иногда это трэш, бомбоубежища, барабаны и овощерезки отдыхают…